rms1 (rms1) wrote,
rms1
rms1

Categories:

Рождение искусства из духа технологии

Интересно, что всякое “искусство” есть отжившая свой век сугубо утилитиарная “технология”, вытесненая из повседневного обращения новой, более совершенной технологией. Наиболее ярко это видно на примере живописи. До изобретения фотографирования живопись была сугубо “технологией”. Все эти романтические холсты, краски и лаки служили вполне утилитарной цели – запечатлеть для потомков (или для заказчиков) характерный для данного конкретного отрезка времени видеоряд. Другого способа запечатлеть себя любимую в расцвете красоты какая-нибудь аристократка просто не имела, и для человечества в целом это была наиважнейшая технология, с помощью котрой единственно можно было судить в видеоряде прошедших времён. То есть это была чистой воды информационная технология.С изобретением фотографии живопись перестаёт быть “технологией” и преврашается в собственно “искусство” мучительно вырабатывая соответствующую атрибутику и вообще reinvent itself. Тоже самое можно сказать и о многих других “искусствах”, например, искусстве езды на лошади или стрельбы из лука. Даже музыка есть, по-видимому, вытесненая в своё время более современными средствами применявшаяся веками технология предачи информации на расстоянии (при помощи там-тамов, голосовых сигналов и т.п.). В натоящее время мы наблюдаем как литература перестает быть технологией (единственно имевшейся у человечества для предачи результатов устного тврчества) и преврашается уже в собственно искусство, будучи вытесняема новыми интернет технологиями. Итересно, что при этом она повторяет метания, характерные для живописи на соответствующем переходном этапе (см. также различные начинания известного литературного критика Пирогова ).
Иными словами, любая достаточно широко применяемая технология после замены её более современной не исчезает, но продолжает жизнь уже как “искусство”. Это много говорит нам о природе собственно искусства, например, о том, почему необходимо иметь обширные технические навыки и умения для профессионального занятия сколько нибудь значимым искусством (каковые навыки есть отражение сложных, накапливавшихся веками профессиональных навыков мастеровых прошлых времён, поколениями специализировавшихся в данной технологии). Заметим, что чем более сложная “технология” продолжает жить в виде определенного“искусства”, тем более это искусство воспринимается как собственно “искусство” (сравним, например езду на лошади и живопись). По-видимому тут же лежит причина "почему так" - в момент возникновения и распространения новой технологии носителям старой (как правило, очень сложной) тоже "кушать нужно", а переучиваться поздно, вот они и изобретают новое "искусство" на базе известной им отжившей технологии, преврашаясь при этом из мастеровых в художики (то есть какой нибудь "конюх" в 19 веке был одно, а в наше время совсем другое, при одинаковых, заметим, функциональных обязаностях).
Процесс преврашения вытесненой “технологии” в “искусство” сопровождается рядом общих черт – элитаризацией, ростом стоимости продукта, интенсивными иделогическими разработками, призваными оправдать продолжение использования отжившей своё технологии. Аргументы, впрочем, используются весьма стандартные – в основном “польза для здровья” (в случае “езды на лошадях”) и, наиболее часто, всё сводится к “душевной пользе” (как в случае живописи).
Отсюда интересно представить как будут продолжать жизнь в виде искусства такие современные технологии как компьютерное програмирование или хирургия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments