rms1 (rms1) wrote,
rms1
rms1

Categories:

Читая Пелевина

Особо разрдражающим при чтении «Чапаева и пустоты» является постояное обрашение автора к китайской «философии». Возникшие на почве хронического недоедания «мысли» первобытных дикарей современный русский автор пытается с непонятной настойчивостью преломить к современной русской реальности. А ведь достаточно минимально приложить современный европейский понятийный аппарат, чтобы увидеть что вся эта натужная «филсофия» построена на плоских труизмах и фактических ошибках. Возмём, к примеру, стол увлекающее Пелевина высказывание Лао Дзы что де ценность горшка тем больше чем больше в нём пустоты. Эта первобытная мысль по причинам неясным настолько захватила Пелевина, что он вынес её в название книги и выделил внутреннюю пустоту как искомую цель сушествования и главную черту главного героя. А ведь, если быть точным, ценность горшка опрелеятся не внутренней пустотой , а потенциалом к наполнению.* И с этой точки зрения наиболее полно "пустому" сосуду соотвествует ребенок или, если брать частный случай какого либо ремесла, любитель. Ходя, принеси белому господину вина. Первобытный китаец не способен формулировать мысль точно - вот и всё что можно узнать при изучении китайской "философии". Впрочем, современная китйская культура, действительно, во многом базируется на на этом стремлении к внутреней пустоте (проистекающей, впрочем, как мы походя установили, из логической неточности). Например, каждый кто обедал со свежеприбывшим из Китая «учёным» знает, что тот громко рыгает во время еды, а может и невзначай пёрнуть. Вероятно, поклоннику древенекитайских философов эти звуки внутренней пустоты могут казаться волшебной музыкой, однако для этого нужно всё же очень значительное погружение в китайскую культуру. Если к означеным милым застольным привычками добавить еще и неистребимое стремеление сплёвывать обратно в тарелку полупережеваную пищу (пустота не принимает ), то становится понятно, почему большинство людей старается организыать себе график обедов так, что бы он по времени не совпадал с графиком обедов носителей этой древней культуры. Прежде чем начинать раздумывать о смысле пути в тыячу ли, начинающемся с первого шага, следует сходить в ближайшую китайскую обшагу и сделать простое наблюдение, что вместо «философствований» китайцам следует элементарно помытся, и делать это регулярно, в том числе и во время этого самого пути в тысячу ли.
Приведём исторический пример публичного посрамления китайской «философии». Во время восстания «боксеров» в Китае тысячи адептов китайских секретных учений лезли под британское нарезное оружие, считая что они «пустота» и пуля их не возмёт. В 100% (ста процентах) случаев британская пуля самым практическим образом доказывала убогость китайской «философии» и глупость её адептов. Восстание было подавлено с огромными потерями среди «философов», от которых, кстати, китайские «философские школы» не могут оправится до сих пор. Во всяком случае, в том что сильная армия всегда побеждает они убедились на собственной шкуре.
Впрочем, как я уже говорил, китайцев неплохо почитать в 14 лет, а потом лучше оставить этого старого смотрителя с седой головой за его традиционным занятием - спящим на книгах.
(*) Для иллюстрации этого положения проведём простой опыт. Возмём вышназваный сосуд и сделаем ему гвоздиком в днише небольшую дырочку. При этом внутренняя пустота сосуда не убудет нисколько, зато потенциал наполнения снизится драматически. Соотвественно этому снижению пoтенциала наполнения снизится и искомая ценность, к каковому понятию, как показывает наш простой опыт, пустота имеет отношение весьма косвенное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments